«ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР»
ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ ТОЧКИ ИСТОРИИ

1814–1842 гг.
Строительство-подвиг:
  • 28 лет,
  • 5,5 млн кирпичей,
  • 8 тыс. кубов камня,
  • 10 тыс. пудов железа.
ЧП при стройке: Юго-западный столб дал трещину. Инженерный гений спас храм: «Оковали столп железными обручами, прилепили бумагу… Три дня весь Арзамас молился. Бумага не лопнула — Бог миловал!» (Из дневника подрядчика
Егора Михайлова).
Фрески-невидимки: Росписи ученика Арзамасской Ступинской школы живописи в технике «гризайль»— шедевр монохромной живописи.
2023 год: Патриарх Кирилл освятил собор после реставрации.
Теперь здесь музей Патриаршества!

КТО АРХИТЕКТОР?
Архитектор Михаил Петрович Коринфский — воспитанник Арзамасской Ступинской школы живописи, ученик профессора Академии художеств в г. Санкт-Петербург А.Н. Воронихина — задумал собор как «симфонию в камне». 48 ионических колонн, 5 глав, высотою в 20 сажен — 12-этажный дом!
ЧП 1826 года. В 1826 году дал трещину один из столбов вновь возведенного собора. По совету крестьянина Егора Измайлова, слывшего опытным каменщиком, столп скрепили обоймой из металлических полос и заштукатурили. По указанию городничего сверху трещины залепили бумагой, которая должна была бы треснуть, в случае расширения трещин. По прошествии времени маяки остались целыми, однако для легкости конструкции свод купола решили сделать деревянным, а не кирпичным, обив его снизу листовым железом. Как считается именно тогда родилась поговорка: «Арзамасцы собор кандалами сковали».
1814 ГОД: КАК РОЖДАЛСЯ ПАМЯТНИК ПОБЕДЕ ?
В Арзамасе отзвуки событий Отечественной войны 1812 года были весьма ощутимы. Через город проходили воинские части, сюда также были привезены для лечения сотни раненых на полях сражений. В 1814 г., после завершения войны и изгнания Наполеона, правительством империи городу Арзамасу «за продовольствие проходивших через Арзамас в 1812 и 1813 годах воинских чинов людей» была заплачена компенсация – т.н. «кормовые» деньги. Всесословное собрание горожан Арзамаса приняло решение употребить эти средства на строительство храма-памятника в честь великой победы над французами.
Собор строили на народные деньги. Жители жертвовали «по своему усердию», мещане распределили взносы подушно; купеческие капиталы были обложены налогом.
ХХ ВЕК: ОТ ЗАБВЕНИЯ К МУЗЕЮ ПАТРИАРШЕСТВА
В конце 80-х гг. ХХ в. здание было отреставрировано: на северном фасаде разобрана пристройка и сделано крыльцо, перестроена крыша, восстановлены декор и расстекловка окон. Научно-проектную документацию выполнил институт«Спецпроектреставрация».
До 2011 года в здании размещались различные организации, службы и магазины.

В настоящее время его занимает Арзамасский историко-художественный музей.

ПОДВИГ ЗОДЧЕСТВА

Стены и своды храма расписаны. Основная часть изображений выполнена в технике гризайли, и только Троица и Распятие в главном алтаре выполнены масляными красками. Также в технике гризайли изображены и орнаменты, имитирующие лепнину. Авторами стенописей Воскресенского собора Н.М. Щегольков называет учеников А.В. Ступина Осипа Семеновича Серебрякова и его сына Александра, которые «за изумительно дешевую цену около 2 000 руб. серебром» расписали храм так, что и строгие критики не могли упрекнуть.Н.М. Щегольков так описывает произведенные живописные работы.
«Собор расписан «альфреско» по сырой штукатурке тушью. Красками писаны только «Триипостасное Божество» в главном куполе и «Распятие» на горнем месте. Поэтому отсутствие пестроты придает всей внутренности храма величественный вид громадного целого. Обширные размеры здания дали мастерам возможность развернуть всю силу своего таланта.
Все картины на сводах и стенах храма изображают земную жизнь Господа Иисуса Христа. Оригиналами для картин служили произведения знаменитых западноевропейских художников. Влияние ступинской школы видно во всем. Поэтому все картины носят характер итальянской живописи, византийского тут нет ничего, но при всем этом нет ни единой черты, оскорбительной для Православия. И не даром, по справедливости, арзамасцы всегда восхищались и дорожили живописью собора».














СЕКРЕТНЫЕ ЦИТАТЫ ВЕЛИКИХ:
  • живописная композиция «Тайная вечеря» над алтарем является копией фрески Леонардо да Винчи;
над горним местом в главном алтаре находится Распятие, увеличенная копия с картины испанского художника Мурильо;
  • в местном ряду главного иконостаса находятся две иконы – «Спас Вседержитель на престоле» и «Богоматерь с Младенцем на престоле», написанные известным русским живописцем, педагогом Императорской Академии Художеств Николаем Михайловичем Алексеевым;
  • между окнами центрального барабана изображены фигуры 12 апостолов.
Кажется, они в рост человека? Обман зрения: фигуры высотой с двухэтажный дом!
  • на фасадах храма в тимпанах 4-ех фронтонов выполнены росписи на евангельские сюжеты: «Восстание Христа от гроба», «Собор Всех Святых», «Явление Св. Троицы Аврааму», «Покров Пресвятой Богородицы». Считается, что названные композиции выполнены лично Александром Васильевичем Ступиным.

НЕИЗВЕСТНЫЕ ГЕРОИ: ЧЬИ ИМЕНА СПРЯТАЛ КАМЕНЬ:
  1. Петрушкин из Пушкарки— его лепнина так тонка, что ее путали с росписью.
  2. Василий и Клим Ломакины, Иоанн Кащеев, Федор Коринфский — резчики иконостасов в стиле «ампир».
  3. Ф. Алексеев, П. Соколов, В. Язычков — позолотчики иконостасов. Золочение они производили как «через огонь», так и «на полимент». Золотили листы «на огне,
чтоб светилось, как солнце».
  1. Филипп Крылов— позолотчик. Получил Похвальный лист за «царские врата,
кои словно парят в воздухе».
Деталь:
*В 1840-х мастера работали при лучинах.
На сводах до сих пор видны копоть и пятна воска — реставраторы оставили их как свидетельство подвига.*

ВОЗРОЖДЕНИЕ: ОТ МУЗЕЯ АТЕИЗМА К ПАТРИАРХУ
ХХ век. 1932 год: Воскресенский собор был закрыт. «По просьбам трудящихся» в нем собирались устроить Дом культуры, звучали и предложения взорвать здание. Однако в том числе и благодаря заступничеству посетившей Арзамас комиссии Главнауки закрытый собор был передан на баланс Главнауки и приспособлено под музей; во время Великой Отечественной войны в здании собора в течение некоторого времени размещался военный госпиталь.
1944 год: Горьковский облисполком принял решение об открытии Арзамасского Воскресенского собора. Как гласило постановление Арзамасского горсовета,
«со своей стороны, исполком Арзамасского Горсовета препятствий к открытию собора
в городе Арзамасе не имеет, при условии поддержания здания со стороны верующих соответствующим ремонтом (по смете) как памятника искусства, состоящего на учете Главнауки».
1957-1959 годы: в соборе проводились реставрационные работы, в том числе по монументальной живописи.
Бригадой художников-реставраторов под руководством Бабкина С.И. и художником-реставратором Виноградовым Б.С. согласно разрешению, выданному НМС АН СССР, были проведены противоаварийные и консервационно-реставрационные работы на стенописях собора: укреплена живопись
в барабанах и сводах храма. Сделаны тонировки. Поновлены росписи в тимпанах северного и восточного фронтонов.
1960 год: постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» здание Воскресенского собора в Арзамасе было поставлено на государственную охрану.
1983-1984 годы: под руководством художника-реставратора I категории Артемьева В.В. отреставрированы росписи в южном нефе и главном алтаре собора.
1991 год: Патриарх Алексий II назвал храм «жемчужиной мировой архитектуры».

Реставрация 2019–2023 гг.: после научной реставрации возвращены на свои места в иконостасах и киотах 162 иконы. Отреставрирован деревянный исторический пол и доломитовая лестница с северной стороны собора – единственная, которая сохранилась с самого строительства. В ходе реставрации здание было приспособлено для современного использования: заменены оконные блоки, смонтированы системы пожаротушения, водоснабжения и отопления. Под храмом, в подклете, восстановлена историческая кирпичная кладка, образовавшееся помещение используется в качестве музейного пространства.

Финал истории:
30 июля 2023 года Патриарх Кирилл
освятил собор.В подклете теперь музей Патриаршества — круг истории замкнулся.

ТАЙНЫ РОСПИСЕЙ: ОТ СТУПИНА ДО ДА ВИНЧИ
ПОЧЕМУ ЭТО ШЕДЕВР МИРОВОГО УРОВНЯ?

Окна с откосами скрывают мир — чтобы ничто не мешало молитве.

48 колонн = 48 губерний России в 1812 г. Единство — в камне.

Символизм

Оптика

Акустика

Шёпот у алтаря слышен на хорах — расчет Коринфского.

ЭПИЛОГ
ЧТО УВИДИТЕ СЕГОДНЯ?

Троньте, чтобы почувствовать дух XIX века...

По ней ступали мастера,
солдаты, Патриархи!

«Придите в собор на закате. Положите ладонь на холодную поверхность цоколя — там биение сердец тех, кто нес кирпичи. Взгляните на фреску Ступина —
и увидите, как дрожит воздух от звона кистей. Это не храм.
Это — Россия, высеченная в вечности!»

Доломитовую лестницу

Лепнину Петрушена

Бумагу-спасительницу

Её копия в музее с пояснением
о «тесте на прочность»!

СОХРАНЯЕМ / ВОССТАНАВЛИВАЕМ / РАЗВИВАЕМ