ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
«УСАДЬБА КУПЦОВ ПОДСОСОВЫХ»
В ЧЕМ ПАРАДОКС «БЛИЗНЕЦОВ»?

1820-е: Построенные в стиле позднего классицизма, здания были возведены по заказу арзамасского купца Ивана Васильевича Подсосова. Фамилия Подсосовых известна в Арзамасе еще с первой половины XVII века.
1850-1918: В начале 1850-х гг. усадьба была продана купцу 1-й гильдии А.И. Будылину. При домах существовали две торговых лавки и калашня (хлебопекарня).
1945-2001: В послевоенное время половина площади первого этажа дома № 3 использовалась под горячий цех ресторана «Колос». На территории усадьбы расположился колхозный (центральный) рынок.
2023: проведены работы по ремонту фасадов, зданиям вернули исторический облик.

1820-Е: ПОДСОСОВ И «ЭКОНОМ-ВЕРСИЯ» КЛАССИЦИЗМА
История формирования усадьбы прослеживается с начала XIX в., со времени покупки арзамасским купцом Иваном Васильевичем Подсосовым этого места у В.В. Рукавишникова. Участок был приобретен им для строительства здесь двух жилых домов для его сыновей – Петра Ивановича и Алексея Ивановича Подсосовых. Существующие здания были построены, вероятно, уже в первой четверти XIX в. Интересно, что у зданий каменные лишь фасады, а боковые стены
и карнизы сделаны из дерева. Это не случайно. Иван Васильевич и был человеком небедным, но полагал, что излишняя роскошь его сыновьям ни к чему. Но вот незадача: правительство выпустило указ, чтобы в городах улицы были каменными. Как быть? Выручила природная смекалка: ну кто придерется – ведь с улицы и впрямь дома-близнецы выстроены из камня!

1850–1918: ИМПЕРИЯ БУДЫЛИНА — ОТ СВЕЧЕЙ ДО БУЛОК...
Алексей Будылин — купец 1-й гильдии, родился в Выездной слободе, имел значительное состояние, вел большие дела, владел свечными и кошомными заводами, за что платил своим господам Салтыковым огромный ежегодный оброк 10 000 рублей ассигнациями. Откупившись на волю за очень большую сумму, А. И. Будылин переселился в Арзамас и в начале 1850-х гг. приобрел у разорившихся Подсосовых дома-близнецы. При домах существовали две торговых лавки и калашня (хлебопекарня). Во дворе в отдельном деревянном здании были устроены кошомный (войлочный) и свечной заводы. Кроме того, были на участке и другие надворные деревянные строения. Согласно описи 1857-1863 гг., в одном из домов было 7 жилых комнат, а в другом – 9. После смерти А.И. Будылина в 1875 г. усадьба оставалась в собственности его наследников до 1917 г. Согласно описи 1918 г. двухэтажный дом №3 принадлежал Марии Алексеевне Будылиной; он был разделен на три квартиры, кроме них в первом этаже были устроены два торговых помещения, столярная и слесарная мастерские. Владельцем трехэтажного дома №4 была Мария Васильевна Будылина. Жилая часть дома также был поделена на три квартиры; одну из этих квартир, – в шесть жилых комнат, занимала сама М.В. Будылина. Внизу, также как в соседнем доме, располагались два торговых помещения.

Конфликт эпох:
*Свечи Будылина освещали Воскресенский собор... пока в 1880-х не провели электричество. «Завод прикрыли — сказали, архаика», — жаловался он в думу.*

1920–1990: СОВЕТСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП
В послевоенное время половина площади первого этажа дома № 3 использовалась под горячий цех ресторана «Колос», помещавшегося с южной стороны – в смежном здании; подвал и второй этаж дома не эксплуатировались. На территории усадьбы расположился колхозный (центральный) рынок. В 2000 г. помещения подвала дома №3, а в 2001 г. его мезонин и кровля пострадали от пожара. В дальнейшем дом был передан Нижегородской епархии РПЦ для проведения ремонтно-восстановительных работ и приспособления его под паломнический центр. В 2011 г. был проведен косметический ремонт фасадов дома № 3.

Ирония судьбы:
В бывшей столярной мастерской (дом №3) жарили котлеты для «Колоса». «Деревянные карнизы пропитались салом», — вздыхали старожилы.

2023 ГОД: РЕМОНТ ФАСАДОВ
  1. Дом №3: Под штукатуркой нашли выцветшую вывеску «Слесарь Будылинъ» (1905 г.).
  2. Дом №4: В мезонине обнаружили деревянные модульоны — их сохранили, укрепив прозрачным полимером.

«Они кажутся идентичными — пока не заглянешь во двор. Здесь классицизм встречается с купеческой смекалкой, а кирпич соседствует с резным деревом»

КАК «ОБРАЗЦОВЫЕ» ДОМА СТАЛИ ШЕДЕВРАМИ
ПОЧЕМУ ЭТО ШЕДЕВР ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ХИТРОСТИ?

Руст цоколя не просто декор — он защищал от влаги.
Деревянные карнизы вырезаны так, что имитируют камень.

ЭПИЛОГ

3 окна на фасаде = 3 века истории (XIX, XX, XXI).

Символизм

Инженерный гений

Оптический обман

«Прислонитесь к рустованному цоколю дома №3. Закройте глаза. Сквозь шум площади услышите: звон молота в слесарной, шипение котлет в „Колосе“, смех реставраторов... Эти дома — как близнецы с разными судьбами. Их сила — не в идеальном сходстве, а в том, как они пережили время, не утратив душу. Приходите на закате — когда тень от собора соединяет их в одно целое»

Единый фасад = иллюзия роскоши.
Деревянные стены =
экономия 3000 кирпичей!

СОХРАНЯЕМ / ВОССТАНАВЛИВАЕМ / РАЗВИВАЕМ