ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
«ДОМ, В КОТОРОМ В 1918 – 1919 ГГ. НАХОДИЛСЯ ШТАБ ВОСТОЧНОГО ФРОНТА»
ЛЮДИ, КОТОРЫЕ СДЕЛАЛИ ИСТОРИЮ

Арзамасское духовное училище, основанное в 1815 г., первоначально располагалось в каменном одноэтажном корпусе при Спасском монастыре.
В 1861-1866 гг. воспитанником училища был выдающийся российский педагог, деятель народного образования Василий Порфирьевич Вахтеров, автор широко известного «Русского букваря», выдержавшего с 1898 по 1917 гг. 118 изданий.

В 1876-1880 гг. там обучался будущий 12-й Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Иван Николаевич Страгородский). После Октябрьской революции Арзамасское духовное училище было закрыто. С августа 1918 г. по конец февраля 1919 года в здании размещался штаб Восточного фронта. В этот период в здании бывал А.П. Голиков (А.П. Гайдар).
В 1920-х гг. в здании располагался Дом Советов, административные учреждения. С 1934 г. здесь находится вновь открывшийся краевой педагогический институт, в 1935 г. преобразованный в Арзамасский учительский, а в 1952 г. – в Арзамасский государственный педагогический институт (АГПИ).
В 1966 г. ему присвоено имя А.П. Гайдара.

Одно из самых крупных гражданских зданий, построенных в Арзамасе до 1917 г., строгое и рациональное по архитектуре. Образец эклектики с обращением к классицизму. Историческое и мемориальное значение памятника определяется его бытованием в качестве Арзамасского духовного училища, а также связано с событиями Гражданской войны и личностью писателя А.П. Гайдара.

«Батюшки-наставники, красные комиссары, студенты-идеалисты — все они оставили след в этих стенах. И ныне, как век назад, здесь слышен звон колоколов и шёпот учебных страниц»

В 1884 г. духовенство Арзамасского училищного округа приобрело у арзамасского купца Нестерова земельный участок на углу улиц Сальниковой и Алексеевской. Согласно описанию зданий училища, сделанному в 1888 г. А.Н. Снежницким, там находились: «Корпус каменный, двухэтажный, с антресолями. В нижнем этаже, в западной половине, помещается квартира смотрителя училища о шести комнатах;
в восточной половине: правление училища, библиотека и архив, кухня, коридор, из которого имеется дверь на парадный вход и еще коридор с лестницей в верхний этаж. В верхнем этаже: коридор, разделяющий этаж на половины – восточную и западную, шесть комнат в обеих половинах, по три на стороне, занятых классами...
В антресолях: коридор и комнаты учительская и служительская; мерою корпус 9 ⅔ на 7 ¼ саж. Пристрой к зданию училища, с северной стороны, каменный, двухэтажный. В нижнем этаже: кладовая при квартире смотрителя, коридор, комната для служителя и очистительная комната. Из сего этажа ведет чугунная лестница в верхний этаж, где: коридор и очистительная комната; площадь, занимаемая пристроем, в форме трапеции, мерой 18 ½ кв. саж. Службы при сих зданиях: деревянная кухня…, два амбара для склада вещей, дровяной сарай, два конюшника, баня, два ледника, каретник, хлев и сенница. Сад при училище с беседкой. Площадь, занимаемая зданиями, службами и садом в 27 на 32 кв. саж».
Анализ раскладочных ведомостей налога с недвижимых имуществ по городу Арзамасу подтверждает, что двухэтажное каменное с антресолями здание, приобретенное для училища, существовало уже в 1860-х гг.; в этот период домовладение принадлежало купцу Ивану Дмитриевичу Фадееву.
По сведениям Н.М. Щеголькова, дом был построен гораздо раньше, в конце XVIII – начале XIX вв., купцом Василием Михайловичем Фадеевым-Телегиным (скончался в 1807 г.), и в первой половине столетия принадлежал его потомкам.
В 1894 г. нижегородским епархиальным архитектором Александром Константиновичем Никитиным был выполнен проект расширения здания училища для устройства при нем общежития для учеников. Существующее здание училища надстраивалось и становилось частью крупного трехэтажного корпуса.
В 1896 г. проект А.К. Никитина был утвержден строительным отделением Нижегородского губернского правления.
В 1897 г. Арзамасская городская дума уступила духовному училищу в пользование часть оврага, расположенного позади улицы Сальниковой, (площадью около 400 кв. саженей) для устройства там пруда и сада для учеников, поскольку большую часть училищной земли должно было занять новое здание. На земляные работы подрядился крестьянин села Новый Усад Арзамасского уезда А.М. Щаулов, на каменные работы – арзамасские каменщики Калин и Перепелов. Вентиляция, водяное отопление и водоснабжение здания были выполнены инженерной конторой Д.А. Вернера.
7 августа 1897 г. состоялась торжественная закладка нового здания, а церемония его освящения состоялась 7 октября 1899 г.
Через несколько лет после завершения строительства А.К. Никитин разработал проект на приспособление зала на третьем этаже училища под домовую церковь (это планировалось изначально, однако не было осуществлено из-за недостатка средств).
Церковь была устроена лишь в 1909-1910 гг. уже при новом епархиальном архитекторе А.Н. Полтанове, разработавшем проект иконостаса и «наружной надстройки». Последняя представляла собой невысокий шатер над алтарем храма, увенчанный луковичной главкой на восьмигранном барабане. Устройство церкви стало возможным благодаря щедрому пожертвованию арзамасского купца Дмитрия Андреевича Сурина, который в 1903 г. внес для этой цели 3 тыс. руб. Домовая училищная церковь во имя Сергия Радонежского и великомученика Димитрия Солунского была освящена 23 января 1910 г.
После Октябрьской революции Арзамасское духовное училище было закрыто. С августа 1918 г. по конец февраля 1919 года в здании размещался штаб Восточного фронта. В этот период в здании бывал А.П. Голиков (А.П. Гайдар).
В 1920-х гг. в здании располагался Дом Советов, административные учреждения.
С 1934 г. здесь находится вновь открывшийся краевой педагогический институт, в 1935 г. преобразованный в Арзамасский учительский, а в 1952 г. – в Арзамасский государственный педагогический институт (АГПИ). В 1966 г. ему присвоено имя А.П. Гайдара.
26 октября, в день 25-летней годовщины гибели писателя у входа в институт открыт посвященный ему бюст (скульптор М.М. Лимонов).

ИЗВЕСТНЫЕ ЛИЧНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ИСТОРИЕЙ ЗДАНИЯ:
1. Василий Вахтеров: отец «Русского букваря»
В 1861 году в училище поступил отрок из крестьян — Василий Вахтеров. Спустя годы его «Букварь» станет светочем грамоты для всей России.
  • Как это было: В саду училища, под сенью яблонь, Вахтеров наблюдал, как дети учат азбуку. «Не зубрёжка, а игра! — говаривал он. — Пусть «А» будет аркой, а «Б» — белочкой!»
  • Интересно: Его метод «обучения через образы» взяли за основу даже большевики.
2. Патриарх Сергий: исповедник веры
Иван Страгородский, будущий святитель, учился здесь в 1880-х. В 1930-е, когда безбожная власть громила храмы, он совершил невозможное:
  • Подпольные литургии: «Служили ночами, при свечах, — вспоминал очевидец. — А наутро комиссары искали иконы, да не нашли».
  • Спасение святынь: Иконы из Сергиевского храма тайно вывезли
в деревни. «Ныне они вновь в церквях — будто и не было лихолетья».
3. Михаил Нестеров: живописец, вдохновлённый небом
Его эскизы для храма называли «окнами в Горний мир». Ученики тайком пробирались в зал, чтобы лицезреть лики святых:
  • Слова ученика: «Помню, как преподобный Сергий на фреске смотрел на нас, будто живой. Страшно и благодатно».
  • Наследие: Один из семинаристов, вдохновившись Нестеровым, стал иконописцем. Его работы и ныне
в нижегородских храмах.
4. Андрей Никитин: зодчий, бросивший вызов морозам
Он возвёл здание, где даже в студёные зимы было тепло.
  • Секрет: Водяное отопление, диковина для Арзамаса. «Трубы гудят, как шмели, зато в классах — благодать!» — писали в отчёте 1901 года.
  • Конфликт: Купцы роптали, что стройка «портит вид улицы», но Никитин настоял: «Сие училище — во славу Божию и просвещения!»
5. Дмитрий Вернер: инженер, укротивший стихии
Его вентиляция«дышала» как живая,
а вода из кранов текла «самотеком,
аки река».
  • Проблема: Первые трубы текли, но Вернер переделал систему.
«Ныне вода и тепло — как в столице!» — хвалились семинаристы.

ДОМ, ГДЕ ИСТОРИЯ ГОВОРИТ ГОЛОСАМИ ЭПОХИ
ЭПИЛОГ

«Сей дом — как ларец с секретами. Придите, потрогайте кирпичи, что помнят руки Никитина, взгляните на фрески, вдохновившие Нестерова. И услышьте эхо голосов: семинаристов, командиров, студентов… Они ждут, чтобы их история ожила»

СОХРАНЯЕМ / ВОССТАНАВЛИВАЕМ / РАЗВИВАЕМ