Никольский монастырь – памятник истории и архитектуры XVI-XIX вв., важный элемент ансамбля исторического центра г. Арзамаса. Высотной доминантой комплекса является его старейшая постройка – церковь в честь св. Николая Чудотворца, расположенная в центре монастырского двора. Прежде в её западной части находилась четырехъярусная колокольня (ныне восстанавливается),
а рядом с ней – надкладезная часовня.
С северной стороны комплекса по красной линии застройки Соборной площади расположены небольшой келейный корпус, с примыкающей к нему угловой башней монастырской ограды, и теплая Богоявленская церковь, фланкированная двумя воротами: главными – Святыми и Мирскими. С восточной стороны за лавками Гостиного ряда находится протяженный келейный корпус. По остальным сторонам территория монастыря была обнесена невысокой кирпичной оградой с башнями по углам. Вдоль неё располагались семь келейных корпусов.
Церковь Св. Николая Чудотворца была построена около 1580 г. одним из жителей г. Арзамаса Феофилактом Яковлевым. В писцовых книгах того времени этот храм был описан так: «… деревянная церковь Николая Чудотворца Можайского да придел Космы и Дамиана на подклете, с папертьми, о трех верхах, а под папертью две лавки безоброчныя…».
В 1650 г. эта первозданная церковь сгорела. Через 30 лет на её месте была построена новая каменная, освященная в 1683 г. в честь того же святого. В 1726 г. во время очередного большого пожара храм Николая Чудотворца полностью выгорел внутри и был восстановлен лишь к 1738 г. С того времени его внешний облик изменился: над западной папертью была построена четырехъярусная колокольня, на окнах появились новые барочные наличники с «ушами» и «серьгами». В трапезной был устроен придел Косьмы и Дамиана. В 1878 г. при игуменье Марии церковь была поновлена: переделаны арки в алтаре; поставлена новая глава, в виде купола с заломом; вызолочен старинный иконостас; стены покрыты новой живописью. В 1890 г. интерьер церкви был заново расписан.
В 1927 г. церковь Св. Николая Чудотворца была закрыта. В 30-е гг. ХХ в. здание приспособили для размещения различных служб и складов. Оно утратило завершение с восьмериком, сводчатые перекрытия и кирпичные декоративные детали; была полностью разрушена колокольня. Оставшиеся объемы (четверик, трапезная, алтарь) были надстроены еще одним этажом; старые оконные проемы частично заложены; в четверике, алтарной и цокольной частях пробиты новые проемы. В 1990-е гг. здание передано вновь открытому Никольскому женскому монастырю. Церковь представляет собой трехчастный, бесстолпный одноглавый многоярусный на подклете храм в традициях русской архитектуры XVII в., с более поздними формами в стиле барокко.
Богоявленская церковь, как теплый храм монастыря, построена около 1580 года. В то время она была деревянной «… с папертями, жилыми подклетями и имела придел Святого Георгия Победоносца».
В 1650 г. во время большого пожара храм полностью сгорел, но уже через несколько лет был восстановлен старицей Пелагеей – женой основателя монастыря иерея Феофилакта Яковлева. Эта вторая теплая церковь была единственной в обители около 30 лет. В 1740 г. храм был перестроен, но уже без придела. Должно быть, по скудности средств, здание церкви было небольшим и не особенно прочным, так как уже в 1770 году по указу Московского синодального правления было разобрано и на месте его начата постройка каменного храма во имя Богоматери Боголюбской и Всех Святых. Этот четвертый по счету храм был освящен в 1777 году и просуществовал 30 лет. В 1807 г. по ходатайству игуменьи монастыря Евсевии Нижегородская духовная консистория дала разрешение на постройку на прежнем месте новой Богоявленской церкви, которая была возведена в 1811 г. В ней были устроены приделы: правый во имя Боголюбской иконы Божьей Матери и левый – Всех Святых, а в нижнем этаже – больничная церковь в честь Божьей Матери Всех Скорбящих Радости. Пятая со времени основания монастыря Богоявленская церковь действовала до 1927 г., когда обитель была закрыта. Позже здание приспособили под общежитие: было устроено железобетонное перекрытие между первым и вторым ярусами, установлены дополнительные перегородки и лестницы; разобраны круглая ротонда над средокрестием второго яруса и южный портик.В 1990-е годы по проекту Столяренко С.Н. и Кагорова В.М. проведена реставрация здания. Церковь является примером кирпичного четырехстолпного, крестово-купольного храма в формах русского классицизма.
Каменный двухэтажный Настоятельский корпус в Никольском монастыре был возведен во второй четверти XVIII в. Тогда же была построена открытая галерея, соединившая корпус с Никольской церковью монастыря (авторы и строители не известны). В 1811 г. при игумении Евсевии корпус был надстроен мансардным этажом с высокой крышей и мезонином на главном фасаде. В то время в здании были размещены кельи игумении, казначеи и некоторых сестер, а также общая трапеза, пекарня, кухня, библиотека, школа грамоты, аптека, золотошвейная и образная мастерские.
В 1908 г. при игумении Евфросинии корпус был капитально отремонтирован. С 1927 г.
в здании находятся жилые квартиры.
К настоящему времени прежний облик корпуса несколько изменился. Утрачена галерея, соединявшая его с Никольской церковью. Во 2-ой четверти ХХ в. вместо мансарды возведен третий этаж. Заложена часть оконных проемов: два на первом этаже и четыре на втором на северном фасаде,
три в полуподвале и два на втором этаже на западном фасаде, один на первом этаже на южном фасаде. Устроены новые входные крыльца на восточном и западном фасадах, окно на первом этаже на северном фасаде. Выполнена перепланировка всех этажей. Настоятельский корпус является примером монастырской постройки в формах барокко и классицизма.
Западный келейный корпус возведен в 1810-е гг. Автор проекта и строители неизвестны. После закрытия монастыря в 1927 г. (вновь открыт в 1994 г.) в корпусе разместили жилые квартиры, которые находятся в нем до настоящего времени. Ныне на первом и втором этажах разобрана часть внутренних стен и поставлены новые деревянные перегородки. Заложены отдельные окна: одно на втором этаже на западном фасаде; по два на первом и втором этажах на северном фасаде; три на первом и одно на втором на южном фасаде. Выполнены два окна на втором этаже западного фасада. Западный келейный корпус является характерным примером монастырской постройки в стиле классицизма.
Северный келейный корпус построен в первой половине XIX в. Первоначально был одноэтажным. В 1880-90-е гг. его реконструировали: со стороны Соборной площади устроили окна и надстроили еще одним этажом. Тогда же перестроили рядом расположенные Мирские ворота в виде трехпролетной арки с декоративным (ложным) проемом, выполненным на главном фасаде корпуса. В здании были размещены кельи сестер и мастерская по шитью гладью. В 1927 г. северный келейный корпус приспособили под жилье. В 2000 г. после расселения жильцов квартир,расположенных в здании, оно было передано Никольскому монастырю в безвозмездное пользование.
Восточный корпус келий построен в конце 1810-х гг. по распоряжению игуменьи Евсевии. Кроме келий в нем размещались три мастерские: резная, башмачная и вязальная. В середине XIX в. к торцам корпуса сделали двухэтажные кирпичные пристройки. В настоящее время в нем находятся жилые квартиры и монастырские помещения.
Южный келейный корпус возведен в 1861 г. при игуменье Таисии (управляла обителью 1858-1868 гг.). Автор проекта и строители неизвестны. С 1927 г. в корпусе размещались жилые квартиры. В 2006 г. в здании произошел пожар, во время которого были утрачены крыша, внутренние лестницы, а также двухэтажная деревянная пристройка (сер. ХХ в.). Южный корпус келий являлся характерным примером монастырской постройки периода эклектики.
Ограда. К настоящему времени от ограды монастыря сохранились лишь остатки южной стены, а также поставленные по красной линии площади угловая башня, Святые ворота и западная часть Мирских ворот. Выполненные на бутовых фундаментах стены толщиной в два кирпича, высотой до 6 м,
с начала XIX в. имели общую протяженность около 230 м. С наружной стороны до выступающего цоколя они расчленялись лопатками, с внутренней – арочными полуциркульными нишами и завершались профилированным карнизом с зубцами. Утраченные восьмигранные башни ограды были декоративными и не имели оборонных функций.