ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
«ЖИЛОЙ ДОМ ДОРОШЕВСКОГО»
ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
1825 г.: Дом выстроен до 1825 г. арзамасским купцом 3-ей гильдии Василием Ивановичем Сторожевым на купленной им земле, расположен на красной линии одной из главных улиц центра – ул. Карла Маркса (бывш. Сальниковой улицы), идущей от Соборной площади. 1906 г.: Как свидетельствует купчая крепость, недвижимое имение Ивана и Рахили Сторожевых в Сальниковой улице под №12 было продано в 1906 г. коллежскому советнику, доктору Дмитрию Наркисовичу Дорошевскому (1865 – 1926 гг.), который владел им до декабря 1916 г.
1902 г.: в мае 1902 года титулярный советник и провизор Александр Алексеевич Москвин обратился в арзамасскую управу: «Покорнейше прошу городскую управу разрешить мне построить каменный двухэтажный дом на углу улицы Новой и Соборной площади...» разрешение было получено, и на пустующем участке земли рядом с регулярным городским парком (ныне – Ленинский садик), выкупленном у дворян Венских за 700 рублей, началось строительство. 1909 г.: аптека была продана. А. Москвин поступил на службу управляющим Арзамасской земской аптекой, где работал до своей кончины. Жилая часть здания (дом Москвиных) оставались в собственности провизора и его детей до 1918 г. 1918 г.: здание было национализировано большевиками, здесь размещались первый Арзамасский Уком РКСМ, редакция газеты «Авангард», Арзамасский городской союз молодежи. 1960-е: в здании размещалась школа №2. 2012 г.: в здании разместил свою экспозицию историко-художественный музей города Арзамаса, в котором представлен весь исторический цикл города от проживания здесь мордовских племен до XX века.
Со страниц истории: В 1820-х годах на Сальниковой улице вырос каменный дом с мезонином и колоннами тосканского ордера — творение купца Ивана Сторожева и его сына Василия. Из послужного списка В.И. Сторожева известно, что в 1797 г. он был смотрителем над розничной продажей в Арзамасе. В 1801-1804 гг. при сочинении городской обывательской книги Арзамаса был депутатом от 1-ой части города; затем в Нижнем Новгороде – депутатом от арзамасского купечества и мещанства для раскладки на земские повинности денег. В 1810-1813 гг. в Арзамаском городовом магистрате В.И. Сторожев занимал должность 2-го бургомистра, а в 1817-1819 гг. – первого бургомистра.
Династия Сторожевых: от лавок до Ипатьевского подвала... Рувим Сторожев, наследник волевого рода, принял дом как эстафету. Но судьба его сыновей — три лика одной эпохи:
Геннадий (1845–1914), доктор медицины, чьи лекции в Московском университете собирали толпы студентов. Говорили, будто он лечил словом — как священник. В Арзамас возвращался редко, но в доме хранились его письма: «Болезнь — это бунт тела. Успокойте душу — и хворь отступит».
Владимир, купец, чья жизнь оборвалась на взлете. После его смерти вдова Елизавета, женщина в черном чепце, увезла детей в Дивеево. Там, под звон монастырских колоколов, мальчик Иван, будущий священник,впервые задумался: «Куда ведет нас Господь?»
Иван Сторожев — юрист, ставший священником. В 1912 году, когда страна грезила революцией, он сжег диплом Киевского университета («Закон без верхи — бумага пустая») и принял сан. В 1918-м, под грохот красногвардейских патрулей, он шел в Ипатьевский дом, неся чашу с вином для причастия. Царица Александра Фёдоровна, по преданию, подарила ему иконку — последний дар Романовых. После расстрела семьи он бежал в Харбин, где умер в нищете, но с молитвой на устах.
Доктор Дорошевский: белый халат и стихи В 1906 году в дом въехал Дмитрий Дорошевский, врач, чья слава гремела по всему уезду. В кабинете, где пахло карболкой и ромашкой, он принимал больных днём, а ночью писал учебник по гигиене. Говорили, будто он вылечил дочь купца Першина от чахотки молитвой и парным молоком. Его дочь Елена, *рождённая в 1904-м*, росла среди склянок и книг. После экспроприации здания в 1918 г. оно было разделено на коммунальные квартиры, в результате чего внутренняя планировка помещений претерпела сильные изменения. Для организации входов в квартиры верхних этажей со двора была пристроена высокая деревянная лестничная клетка. Позже, при устройстве отдельных квартир в доме помещения были дополнительно разделены деревянными перегородками на множество мелких комнат. Сильно изменена планировка второго этажа, где раньше располагались парадные помещения. В 1920-х, когда дом уже гудел от коммунальных споров, Елена вышла замуж за учителя Добронравова — так в историю вошло имя их сына, Николая, автора «Нежности» и «Надежды».
Коммуналка №5: Гайдар, чернила и призраки прошлого: 1923 год. Дом, некогда купеческий, стал пристанищем для тех, кого выбросила революция. В комнате с облупленными обоями поселился Петр Голиков, отец Аркадия Гайдара. Здесь, за столом, на котором когда-то считали купеческие барыши, 20-летний Аркадий писал «В дни поражений и побед». По ночам, когда за окнами выли псы, ему чудились шаги: то ли Рувим Сторожев проверял счета, то ли Иван-священник шептал: «Пиши, сынок. Правда — она как исповедь…».
Дом после 1924-го: тишина и память: После Гайдара стены замолчали. В войну здесь жили эвакуированные — дети, плакавшие по ночам. В 60-х дом едва не снесли, но спасла его Елена Дорошевская, написавшая в газету: «Здесь билось сердце Арзамаса!». В 1960-е гг. на стене здания была установлена мемориальная доска, гласящая, что здесь в 1924 г. писатель А.П. Гайдар читал друзьям и отцу, жившему тогда на втором этаже дома, свою первую повесть «В дни поражений и побед».
КУПЕЧЕСКИЕ ДИНАСТИИ, ТАЙНЫ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ И ПЕРВЫЕ СТРОКИ ГАЙДАРА
ЭПИЛОГ
«От бургомистра до Гайдара — 100 лет. От колонн тосканских до коммунальных перегородок — судьба. Дом на Сальниковой не просто стоит — он вспоминает».