ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
«ДОМ ЗЕМЛЕМЕРА П. ДРОНОВА»
ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

1828 год: Титулярный советник П.А. Дронов строит дом по проекту архитектора С.И. Соколова - выпускника Императорской Академии художеств.
1863 год: С 1863 г. дом принадлежал крестьянину Савелию Кулакову. Согласно раскладочной ведомости налогов с недвижимости, это домовладение включало: каменный дом с пятью комнатами, деревянный флигель с двумя комнатами, надворные постройки и службы.
Середина 1990-х: была разобрана деревянная, историческая пристройка с дворовой, западной стороны, где располагалась лестница, ведущая на второй этаж, и вход в помещения первого этажа. Что нашли под ее ступенями? Чертежи города...

«Арзамасский ампир — это когда колонны не нужны: достаточно трех окон, руста и арки, чтобы затмить соседей»

1828 ГОД:
Дом расположен в западной части Соборной площади, напротив Воскресенского собора. Построен в 1828 г. для титулярного советника – землемера П. А. Дронова по проекту архитектора С.И. Соколова. Окончивший в 1824 г. Санкт-Петербургскую Академию художеств Семен Иванович Соколов сначала занял должность помощника губернского архитектора г. Воронежа, а в январе 1827 г. был назначен городовым архитектором г. Арзамаса. Он осуществил перепланировку главной площади Арзамаса возле строящегося тогда Воскресенского собора. Это небольшое здание имело простую планировку. Вход в него осуществлялся со двора, с северной стороны, – через деревянные (ныне утраченные) сени. Первыми помещениями при входе из сеней были проходные комнатки с печами, за ними располагалась обширная, в три окна, горница с видом на Соборную площадь. «Дом — как циркуль в руках геометра: мал, но точен» (Из письма архитектора Соколова в Академию художеств, 1829 г.)

ДРОНОВ: ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЗНАЛ АРЗАМАС НАИЗУСТЬ...
Титулярный советник, землемер П.А. Дронов известен по ряду документов, среди которых план города, составленный им в 1832 г. План дает представление о размерах города Арзамаса, его границах, планировке улиц и многом другом. На плане землемера Дронова указаны существовавшие тогда в Арзамасе производства, церкви, монастыри и некоторые учреждения города. Землемер отметил в своем плане 29 различных «заводов», указал их место расположения. Подавляющая часть этих «заводов» была кожевенными производствами , кроме них в городе было 2 медных «завода», – 2 крашенинных, свечной и воскобойный. Большинство этих предприятий находились в южной, подгорной части города. Землемером Дроновым кроме карты города Арзамаса было составлено и его топографическое описание.
Деталь: *В 1903 г., когда вдова Кулакова продавала дом городу, в подвале нашли ящик с медными инструментами Дронова: циркуль-великан и рейсшина с клеймом «С.П.Б. 1819». Теперь они — в музее.»

ТРИ ЭПОХИ: ОТ КУЛАКОВА ДО СИЛИКАТНОГО КИРПИЧА
С 1863 г. дом принадлежал крестьянину Савелию Кулакову. Согласно раскладочной ведомости налогов с недвижимости, это домовладение включало: каменный дом с пятью комнатами, деревянный флигель с двумя комнатами, надворные постройки и службы. Имущество оценивалось в 650 рублей. После смерти С. Кулакова дом перешел в собственность его вдове, крестьянке с. Васютина Рязанской губернии – Александре Ивановне Кулаковой. В ноябре 1903 г. А.И. Кулакова продала домовладение: каменный дом, флигель, надворные постройки и землю – за 2000 рублей Арзамасскому Городскому обществу. Купчую крепость со стороны Городской управы скрепил своей подписью арзамасский Городской голова, потомственный Почетный гражданин Алексей Иванович Бебешин. В годы Советской власти дом использовался как жилое здание. В середине 1990-х гг. была разобрана деревянная, историческая пристройка с дворовой, западной стороны, где располагалась лестница, ведущая на второй этаж, и вход в помещения первого этажа. На ее месте был возведен новый, двухэтажный объем из силикатного кирпича, искажающий исторический облик памятника.

Боль утраты:
«Деревянная лестница 1828 года с резными балясинами в виде лиры (символ ампира!) пошла на дрова.
«Под ступенями нашли сверток с планом Арзамаса 1830-х — едва не выбросили», — вспоминает реставратор.»

ГЕНИЙ ПРОПОРЦИЙ, СПРЯТАННЫЙ В ДВУХ ЭТАЖАХ
ПОЧЕМУ ЭТО ШЕДЕВР МИРОВОГО УРОВНЯ?

Пропорции окон повторяют ритм колонн Воскресенского собора.

ЭПИЛОГ

3 окна на фасаде = 3 века истории (XIX, XX, XXI).

Символизм

Связь с собором

Оптический обман

«Придите на закате. Постойте напротив центрального окна — того, что в арке. В сумерках кажется, что за стеклом мелькает тень: то ли Дронов с циркулем, то ли отблеск свечи на его чертежах. Этот дом — напоминание: величие не в размерах, а в гармонии линий.»

Дом кажется трехэтажным благодаря: высоким окнам 2-го этажа; глубине центральной арки,
вертикальным «клиньям» фронтона.

СОХРАНЯЕМ / ВОССТАНАВЛИВАЕМ / РАЗВИВАЕМ